Новости

Росаккредитация получила новые полномочия по контролю за безопасностью товаров из стран ЕАЭС

rosakkreditaciya2Росаккредитация и органы госконтроля за обращением продукции на рынке получили право приостанавливать действие сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, оформленных с нарушениями в других странах ЕАЭС. Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 г. № 936. Главная цель – повышение безопасности и качества продукции на российском рынке.

Ключевое нововведение – наделение органов государственного контроля (надзора) полномочиями приостанавливать на территории России действие сертификатов и деклараций, выданных с нарушениями. Такое решение может быть принято, если товар не соответствует обязательным требованиям безопасности технических регламентов ЕАЭС или не представлены документы, на основании которых оформлены сертификат или декларация.

Согласно принятым изменениям, Росаккредитация получает право признавать недействительными сертификаты и декларации, если получит информацию от национального органа по аккредитации государства – члена Союза о том, что протокол испытаний (измерений) испытательной лаборатории (центра), на основе которого были зарегистрированы сертификат или декларация, фактически не выдавался.

Кроме того, при выявлении ввозимых товаров, сопроводительные документы которых не подтверждены реальными протоколами испытаний, Федеральная таможенная служба будет направлять эту информацию в Росаккредитацию, что станет основанием для приостановления действия этих документов на территории России.

Для обеспечения прозрачности все решения о приостановлении действия сертификатов и деклараций о соответствии будут вноситься в ФГИС Росаккредитации, а также направляться в Евразийскую экономическую комиссию и органы государственного контроля (надзора) государств – членов ЕАЭС.

Как пояснил руководитель Росаккредитации Дмитрий Вольвач, новые меры направлены на усиление контроля за безопасностью и качеством продукции, а также на поддержку добросовестных производителей и участников рынка сертификации, которые в полном объеме осуществляют необходимые испытания и измерения.

Росаккредитация получила новые полномочия по контролю за безопасностью товаров из стран ЕАЭС - Подробнее...
 

Утвержден перечень стандартов к техрегламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта

rosstandart2021Росстандартом утвержден перечень документов по стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

Технический регламент, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации №903 от 17 июня 2025 года, направлен на совершенствование технического регулирования в сфере внутреннего водного транспорта, снижение регуляторной нагрузки на бизнес, исключение дублирования требований и повышение эффективности существующей системы нормирования. Он предусматривает возможность гибкого использования стандартов и правил организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, указанных в Кодексе внутреннего водного транспорта. Постановлением Правительства Росстандарту также было поручено сформировать перечень соответствующих стандартов, обеспечивающих выполнение требований техрегламента.

В утверждённый Перечень вошли 305 документов по стандартизации, охватывающих различные аспекты безопасности объектов внутреннего водного транспорта, включая конструктивную, механическую, пожарную, термическую, взрывобезопасность, а также безопасность средств связи, навигации, электрическую и электромагнитную совместимость, экологическую безопасность, средства обеспечения перегрузки нефти и нефтепродуктов, спасательные средства, судовые устройства и документацию, а также объекты инфраструктуры. Использование стандартов из Перечня позволит повысить уровень безопасности пассажиров, экипажей и грузов, обеспечить единообразие и согласованность процедур подтверждения соответствия, а также оптимизировать механизмы государственного надзора и контроля.

Утвержден перечень стандартов к техрегламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта - Подробнее...
 

На заседании Общественного совета при Роспотребнадзоре обсудили вопросы регулирования деятельности маркетплейсов

rospotrebnaqdzorCостоялось очередное заседание Общественного совета при Роспотребнадзоре. Одним из вопросов повестки стали проблемы соблюдения прав потребителей в сфере электронной торговли и регулирование деятельности маркетплейсов. В ходе заседания было отмечено, что в настоящее время фиксируется увеличение признаков нарушений законодательства в области защиты прав потребителей, которые допускаются на крупнейших маркетплейсах.

Члены Общественного совета единогласно поддержали предложения о дальнейшем вовлечении маркетплейсов в контроль за продавцами и товарами. Они также выступили за унификацию правового статуса маркетплейсов, площадок объявлений, социальных сетей и мессенджеров в тех случаях, когда эти ресурсы используются для осуществления предпринимательской деятельности. Совет выступил за ограничение на территории Российской Федерации деятельности посреднических платформ и других сервисов, владельцы которых не имеют официальных представительств и не обеспечивают выполнение требований законодательства. Члены Общественного совета также поддержали разработку мер по ограничению ассортимента товаров с возрастным цензом, допустимых к продаже на маркетплейсах, до введения эффективных механизмов контроля возраста покупателя на всех этапах оформления и получения заказа.

Кроме того, было предложено подготовить проект норм, которые бы определяли порядок возврата потребителю товара через инфраструктуру маркетплейсов, включая пункты выдачи заказов.

В завершение заседания члены Общественного совета обсудили ключевые особенности статьи 10.1 закона «О защите прав потребителей», которая вступит в силу с 1 марта 2026 года, в части выполнения на русском языке как государственном языке Российской Федерации информации, предназначенной для публичного ознакомления потребителей.

 

Россия и страны АТЭС обсудили драйверы будущего экономического роста

minekanomrazvitieВ приоритете для России и стран АТЭС — укрепление многосторонней торговой системы, повышение эффективности ВТО и актуализация торговых правил, лежащих в основе международной торговли.

Об этом заявил заместитель Министра экономического развития России Владимир Ильичев в ходе совместной встречи министров иностранных дел и министров торговли форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в корейском городе Кенчжу.


Участники встречи подвели итоги года по основным направлениям торгово-экономической повестки форума АТЭС. В центре обсуждений оказались вопросы наращивания взаимной торговли и повышения устойчивости цепочек поставок на фоне текущих геоэкономических вызовов. Также главы делегаций определили новые драйверы экономического роста региона — в их числе цифровизация и искусственный интеллект, демографические изменения и креативные индустрии.


Выступая на пленарном заседании, замминистра подчеркнул роль передовых технологических решений, которые могут придать дополнительный импульс развитию торговых связей в регионе.

«Применение ИИ в частном и государственном секторах уже сегодня позволяет повышать эффективность и безопасность торговли, — отметилВладимир Ильичев. — Персонализация рекомендаций, прогнозирование складских запасов и логистических издержек, подтверждение происхождения товаров и борьба с контрафактом — это лишь немногие области применения, в которых наблюдаем позитивный эффект от внедрения ИИ».


По его словам, технология ИИ сама становится товаром. Российские платформы уже успешно экспортируют в другие страны решения на базе ИИ в области поисковых систем, голосовых помощников, финтеха, телемедицины, дистанционного образования и видеоконференцсвязи.

«Форум АТЭС сохраняет значительный потенциал как один из ведущих инкубаторов новых идей, включая плюрилатеральные инициативы и форматы диалога по цифровой торговле и технологиям», — заключил Владимир Ильичев.

 

Стандартизация и метрология для технологического лидерства и промышленного сотрудничества

rosstandart2021На пленарном заседании «Три кита» национальных интересов. Импортозамещение, технологический суверенитет и технологическое лидерство» участники — президент РСПП Александр Шохин, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов, руководители крупных промышленных компаний, вице-губернатор Санкт-Петербурга и другие — обсудили меры государственной поддержки, развитие импортозамещения и внедрение передовых технологий. Особое внимание было уделено формированию технологического лидерства в приоритетных отраслях и необходимости инвестиций в долгосрочные проекты.

В рамках дискуссии было подчеркнуто, что для достижения технологического суверенитета необходимы интегрированные меры: стандартизация, кадровый потенциал и инвестиции.

Стандартизация и метрология – ключевые инструменты повышения конкурентоспособности промышленности, развития международного сотрудничества и как следствие – достижения технологического лидерства. Этот тезис неоднократно звучал на мероприятиях Международного форума-выставки «Российский промышленник», проходившего на этой неделе в Санкт-Петербурге. 
«Стандарты являются одной из долгосрочных мер поддержки. Именно они формируют образ рынка, который комфортен для российских предприятий. Именно они позволяют быстро и надолго масштабировать лучшие практики, обеспечивая технологический суверенитет и лидерство», – заявил руководитель Росстандарта Антон Шалаев в ходе совместного заседания Комитета РСПП по техническому регулированию и Комиссии по развитию конкуренции.
В работе заседаний приняли участие представители Минпромторга России, РСПП, Евразийской экономической комиссии, Росаккредитации, а также ведущие эксперты и представители бизнеса. Обсуждались вопросы государственного контроля, роли аккредитации, применения национального режима для защиты отечественных производителей и совершенствования нормативных механизмов для обеспечения технологической независимости.

В свою очередь в рамках заседания Комитета РСПП по международному сотрудничеству «Международная промышленная кооперация России и стран БРИКС» руководитель Росстандарта рассказал о роли стандартов в промышленном сотрудничестве с государствами-партнёрами.

«Национальные стандарты Российской Федерации не только являются инструментом тиражирования наилучших практик для обеспечения технологического лидерства, но и исполняют роль провайдера российских технологий на зарубежные рынки. Именно поэтому Росстандарт с 2021 года ведёт политику раскрытия требований своих стандартов для стран-партнеров. Знание требований и прямое применение российских стандартов зарубежными партнёрами способствует упрощению торгово-экономических отношений и снижению технических барьеров при реализации совместных инвестиционных проектов, а также реализацию единых технологических решений, в том числе на основе российских ГОСТов», — отметил глава ведомства.

Форум-выставка «Российский промышленник» – федеральная площадка, объединяющая руководителей предприятий, компаний и объединений ведущих отраслей промышленности для взаимодействия с государством, технологическими компаниями, финансовым сектором, научными организациями и институтами, малым и средним бизнесом, международными партнёрами. В этом году деловая программа форума включала более 60 тематических сессий, посвящённых развитию высокотехнологичных отраслей, укреплению национальной производственной базы, инновациям и инструментам государственной промышленной политики.

Стандартизация и метрология для технологического лидерства и промышленного сотрудничества - Подробнее...
 

Эксперты государств СНГ обсудили перспективные направления и популяризацию работ по стандартизации

31.10.2025Очередная встреча представителей национальных органов по стандартизации государств СНГ прошла в рамках заседаний Научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (НТКС МГС) и рабочей группы по организации деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации. Мероприятия прошли в формате видеоконференции. 
 В заседаниях приняли участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ и Бюро по стандартам МГС. Российскую делегацию возглавил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев. В состав делегации от России также вошли представители Минпромторга России, центрального аппарата Росстандарта, ФГБУ «Российский институт стандартизации», ФБУ КВФ «Интерстандарт» и экспертного сообщества.

Среди главных тем мероприятий – рассмотрение предложений Российской Федерации о формировании новых межгосударственных технических комитетов «Сверхвысокочастотная и силовая электроника» и «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», нашедших широкую поддержку среди участников.

Помимо этого, участники обсудили меры по популяризации стандартизации в СНГ – в том числе, развитие сотрудничества с издательством РИА «Стандарты и качество». В настоящее время планируется запуск пилотного выпуска журнала «Стандарты и качество в СНГ», который будет способствовать развитию профессионального сообщества и обмену опытом между национальными органами по стандартизации государств-участников СНГ. Издание станет объединяющей площадкой для публикации аналитических материалов, обзоров, экспертных комментариев и информации о деятельности Межгосударственного совета.

Также были рассмотрены вопросы выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития МГС на период до 2030 года. Начальник отдела научно-технического сотрудничества и инноваций департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Тимур Мансуров напомнил, что в конце сентября 2025 года главы государств участников СНГ утвердили План мероприятий по реализации второго этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, который охватывает такие сферы сотрудничества, как взаимная торговля товарами и услугами, промышленность, топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь и информатизация, агропромышленный комплекс, валютно-финансовая политика, рынок труда. Планом предусматриваются разработка и реализация совместных мер и конкретных проектов по поддержанию и расширению взаимовыгодных производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически связанными производствами, поддержка инвестиционной и научной кооперации, обеспечение цифровизации национальной экономики, активизация сотрудничества в сфере инноваций, а также рост взаимной торговли товарами и услугами, для чего необходимо активная работа над межгосударственными стандартами.

Эксперты государств СНГ обсудили перспективные направления и популяризацию работ по стандартизации - Подробнее...
 

Минэкономразвития РФ: Россия представила странам АТЭС успешные управленческие практики

minekanomrazvitieСтраны из Азиатско-Тихоокеанского региона с особым интересом наблюдают за российскими регуляторными практиками, за системным подходом России в оказании мер финансовой и нефинансовой поддержки бизнесу.

Об этом заявил заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев по итогам встречи министров структурных реформ АТЭС, которая прошла в корейском городе Инчхоне.

Делегации из стран АТЭС подвели итоги реализации «Повестки структурных реформ» за пятилетний период и сформулировали стратегический план действий на 2026-2030 годы.

В качестве ближайших приоритетов сотрудничества участники объединения определили честную рыночную конкуренцию, создание благоприятных условий для предпринимательства, поощрение инноваций и цифровой трансформации и расширение участия всех групп населения в экономике.

«Повестка структурных реформ в АТЭС — это содержательная рамка для отчетности стран по приоритетным направлениям экономического развития, — отметил Владимир Ильичев. — Изначально члены АТЭС заявили индивидуальные планы действий, включавшие в сумме 141 инициативу. В этом году была задача отчитаться о достигнутом количественном и качественном прогрессе, чтобы определить дальнейшие ориентиры сотрудничества».

В российский отчёт вошли такие сферы экономики, как развитие инструментов оценки регуляторного воздействия и сокращение административной нагрузки, поддержка МСП и индивидуальной предпринимательской активности, развитие конкуренции, цифровая трансформация и переход к низкоуглеродной экономике. По словам российского замминистра, участники министерской встречи в Корее выразили высокий интерес к российскому опыту поддержки малых технологических компаний.

По данным Минэкономразвития России, в 2024 году суммарный доход 5,5 тысяч стартапов составил более 1 трлн рублей — что на 32,3% превышает показатель предыдущего года. Рост занятости в этот же период составил 7%.

«Такая динамика стала возможной благодаря отлаженной модели поддержки стартапов на всех циклах их роста — от поиска бизнес-идеи до выхода на новые рынки сбыта, — подчеркнул Владимир Ильичев. — Российский подход к формированию „реестровой модели“ поддержки стартапов страны АТЭС назвали эффективной управленческой практикой, которую в перспективе возможно тиражировать на другие страны региона».

Минэкономразвития РФ: Россия представила странам АТЭС успешные управленческие практики - Подробнее...
 

Принципы устойчивого цифрового развития в ИТ-секторе – по ГОСТу

itПриказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждён национальный стандарт ГОСТ Р 72343-2025 «Устойчивое цифровое развитие. Общие положения, методика оценки воздействия продуктов информационно-коммуникационных технологий на устойчивое цифровое развитие». Его принятие стало важным шагом на пути формирования ответственной цифровой экономики и интеграции принципов устойчивого развития в ИТ-отрасль.

Стандарт устанавливает подходы и методику, позволяющие оценивать, как ИТ-продукты влияют на экологические, социальные и управленческие аспекты устойчивого развития. Он помогает организациям учитывать не только технологическую эффективность, но и устойчивость цифровых решений, обеспечивая баланс между инновациями, ответственным потреблением ресурсов и общественным благополучием.

Национальный стандарт по устойчивому цифровому развитию охватывает широкий спектр областей применения, что обусловило высокую степень его апробации на различных ИТ-продуктах. Документ поддерживает развитие нового направления в области цифровизации, оказывающего долгосрочное влияние на ИТ-сектор и экономику Российской Федерации. К не имеющему международных аналогов документу по стандартизации уже проявлен интерес со стороны национальных органов по стандартизации государств – участников БРИКС.

«Принятие национального стандарта по устойчивому цифровому развитию стало ответом на растущую потребность в системном подходе к оценке воздействия цифровых технологий на окружающую среду, общество и экономико-управленческую сферу. Новый стандарт стал первым в России и мире нормативным документом, который формирует общие принципы и критерии устойчивого цифрового развития.  Он создаёт основу для того, чтобы технологии служили не только эффективности, но и долгосрочному благополучию общества», — прокомментировал генеральный директор Национального Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов.

Принципы устойчивого цифрового развития в ИТ-секторе – по ГОСТу - Подробнее...
 

Новые международные стандарты стартовых комплексов разработаны российскими экспертами

rosstandart2021Международной организацией по стандартизации (ИСО) утверждены и опубликованы два новых международных стандарта в сфере стартовых комплексов, основанные на российских разработках. В обоих случаях разработчиками выступили эксперты технического комитета по стандартизации Росстандарта №321 «Ракетно-космическая техника».

Первый из них — ИСО 20892:2025 «Системы космические. Процесс модернизации стартовых комплексов. Общие требования» (ISO 20892:2025 Space systems — Launch complexes modernization process — General requirements) направлен на повышение экономической эффективности процессов модернизации стартовых комплексов, используемых при создании новых ракет-носителей, изменении технических характеристик объектов или их адаптации под новые задачи. Стандарт устанавливает единый подход к управлению процессами модернизации, включая подготовку, планирование и реализацию. Особое внимание в документе уделено вопросам обеспечения безопасности и гигиены труда персонала пусковых комплексов. Повышенные требования к безопасности, как отмечают разработчики, часто становятся одним из ключевых факторов при принятии решений о модернизации или строительстве новых объектов.

Международные требования к модернизации стартовых космических комплексов были впервые разработаны в 2018 году по предложению Российской Федерации, а в 2025 году также по российской инициативе осуществлен их пересмотр.

В свою очередь, ИСО 16159:2025 «Системы космические. Стартовые комплексы и технические комплексы. Методика анализа причин отказа комплексов, систем и оборудования» (ISO 16159:2025 Space systems — Launch pad and integration site — Facility, system and equipment failure analysis) устанавливает процедуры анализа отказов, возникающих во время испытаний и эксплуатации объектов, систем и оборудования стартовых и технических комплексов. Документ описывает порядок расследования и анализа причин отказов, а также разработку корректирующих действий, направленных на предотвращение их повторного возникновения. Применение этого стандарта способствует повышению надежности, безопасности и эффективности эксплуатации наземной космической инфраструктуры, используемой как в рамках государственных программ, так и при коммерческих запусках ракет-носителей.

Принятие обновленных международных стандартов стало результатом системной работы российских специалистов в профильных технических комитетах Международной организации по стандартизации. Наиболее яркие примеры — это стандарты в сфере космических технологий, где Россия традиционно занимает лидирующие позиции. Так, в период с 2020 по 2024 годы в ИСО опубликованы уже более 20 международных стандартов, разработанных по инициативе Российской Федерации или на основе ГОСТ Р, из которых треть – стандарты в сфере космических технологий, охватывающие широкий круг вопросов — от требований к конструкциям космических аппаратов и испытаниям ракетных двигателей до моделирования космической среды.

Новые международные стандарты стартовых комплексов разработаны российскими экспертами - Подробнее...
 

Минпромторг России предложил ввести обязательную маркировку мясных изделий

minpromtorgRFС 2026 года каждая упаковка колбасы, сосисок или мясных субпродуктов может получить цифровой паспорт. Это поможет бороться с контрафактом и повысит прозрачность рынка.

Минпромторг России вынес на общественное обсуждение масштабный проект, который кардинально изменит подход к контролю качества на мясном рынке. Речь идет о введении обязательной цифровой маркировки для всей мясной продукции, упакованной для потребителей. Не нужно будет маркировать товары, которые продают на развес, а также консервы и детское питание для детей до года.

Инициатива, оформленная как проект постановления Правительства РФ, предполагает поэтапный запуск системы, старт которого намечен на март 2026 года. Это решение направлено на создание единого прозрачного информационного пространства и позволит отслеживать путь каждой упаковки от производителя до прилавка.

Согласно документу, внедрение системы будет проходить в три ключевых этапа:

    С 1 марта 2026 года — стартует регистрация участников оборота (производителей, импортеров, дистрибьюторов) в системе маркировки;
    С 1 августа 2026 года — вводится обязательная маркировка для мясных продуктов;
    С 1 октября 2026 года — обязательной маркировке подлежат колбасные изделия.

Такой поэтапный подход, по мнению экспертов, даст бизнесу необходимое время для адаптации к новым требованиям и интеграции с государственной информационной системой мониторинга.

Внедрение цифровой маркировки — это мировой тренд, который уже доказал свою эффективность в борьбе с нелегальным оборотом товаров. Для потребителя это означает:

    Гарантию подлинности. Покупатель будет уверен, что приобретает продукт легального производителя;
    Повышение качества. Система усложнит жизнь недобросовестным производителям, фальсифицирующим состав продукции;
    Прозрачность. В перспективе можно будет получить полную информацию о происхождении сырья и этапах производства.

Для рынка в целом это шаг к повышению налоговой дисциплины и созданию честной конкурентной среды.

Общественное обсуждение проекта продлится до 22 октября 2025 года. В этот период представители бизнеса, отраслевые ассоциации и эксперты могут направить свои замечания и предложения по доработке документа. От итогов этого обсуждения будут зависеть финальные детали одного из самых значительных преобразований в пищевой индустрии за последние годы.

 

России выгодно продвигать свой путь в глобальной климатической политике

rspp2Председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко выступил с открытой лекцией в образовательном центре «Солярис» в Иваново. Тема встречи — «Как климат влияет на экономику и почему важно думать о нём уже сегодня». Слушателями стали учащиеся центра, педагоги и студенты местных вузов. 
 В своей лекции Андрей Мельниченко подробно рассказал о причинах изменения климата, а также последствиях этих изменений – как экономических, так и природных. При этом он отметил, что российская экономика может выиграть от глобального потепления, если грамотно использовать свои природные ресурсы и научный потенциал: «Адаптация экономики – ключ к снижению рисков и поиску новых точек роста. Главная угроза для российской экономики исходит не от самого изменения климата, а от тех способов борьбы с ним, которые предлагают и навязывают другие страны. Крупные державы давно поняли, что климатическую политику можно использовать в своих интересах».

Он отметил, что международная климатическая политика зачастую строится на неравных условиях и может мешать росту стран с развивающейся экономикой, что сильно затрудняет борьбу с глобальным потеплением. По мнению Андрея Мельниченко, цели по климату не должны использоваться как прикрытие для достижения экономических целей.

Он особо подчеркнул, что Россия является глобальным лидером по сокращению выбросов парниковых газов с 1990 года. Именно достигнутое сокращение нетто-эмиссии, развитие российской науки, а также осознанная экологическая политика могут стать стратегическими преимуществами страны. «Наши леса – это 20% всех лесов планеты. Они играют роль гигантского природного фильтра. Этот огромный вклад лесов России сегодня сильно недооценен на международной арене. Уверен, на самом деле они поглощают не только все выбросы нашей страны, но и значительную часть выбросов других стран», – отметил Андрей Мельниченко.

Именно поэтому Россия должна формировать собственный, справедливый подход к климатической политике, а не копировать чужие решения. «Достигать климатических целей можно как с помощью дорогих, так и с помощью дешевых мер. Например, есть природные решения, есть геоинжиниринг – такие проекты могут более эффективно снижать выбросы, не нанося ущерб экономическому развитию», - подчеркнул Председатель комитета.  

России выгодно продвигать свой путь в глобальной климатической политике - Подробнее...
 

Сотрудничество в рамках ЕАЭС помогает противодействовать внешним шокам

easРегиональное экономическое сотрудничество и интеграция, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создают возможности для эффективного противодействия внешним шокам и для диверсификации торговли. Об этом заявил постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов.

«Страны ЕАЭС являются успешным примером интеграции, которая последовательно развивается на основе взаимного уважения, прагматизма и обеспечения баланса интересов», - сказал он на 16-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). По словам дипломата, развитие «регионального и межрегионального взаимодействия создает новые возможности для диверсификации торговли, эффективного противодействия внешним шокам и усиления подлинной многосторонности в международных экономических отношениях». Он подчеркнул, что особое значение такое взаимодействие приобретает для развивающихся государств, в частности тех из них, которые не имеют выхода к морю. Для них «развитие транспортно-инфраструктурных, логистических и цифровых связей является ключом к справедливому и полноправному участию в мировой торговле», - добавил Г. Гатилов.

16-я сессия ЮНКТАД проходит с 20 по 23 октября в Женеве. В ней принимают участие делегации более 100 стран, включающие около 60 министров и 40 заместителей министров. Они обсуждают способы стимулирования экономических преобразований в интересах справедливого, инклюзивного и устойчивого развития. Мероприятие проходит раз в четыре года.

 

Запуск пилотного проекта системы публичных оценок АЗС обсудили в рамках Всероссийского форума контрольных органов

rosstandart2021В рамках Всероссийского форума контрольных органов участники обсудили разрабатываемый пилотный проект по апробации системы публичных оценок бизнеса, которые ему присваиваются по результатам профилактических и контрольных мероприятий. В качестве первого такого проекта выбрана оценка качества работы автозаправочных станций (АЗС) в рамках контрольных полномочий Росстандарта.

Выбор пилотного проекта обусловлен тем, что автомобильное топливо является товаром первой необходимости, а его качество напрямую влияет на безопасность граждан и экономику страны. На данном рынке с высокой конкуренцией, где представлено более 100 участников и свыше 30 тыс. АЗС, новая система призвана повысить прозрачность и ответственность операторов. «Работа над проектом ведется совместно с Росстандартом и экспертами Центра стратегических разработок. Участие в системе публичной оценки для бизнеса будет носить добровольный характер. На данный момент уже выработаны четкие критерии и система присвоения оценок, которая сделана максимально простой и технологичной. Ее работа будет обеспечена с применением информационного ресурса Росстандарта и мобильного приложения „Инспектор“», — пояснил статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.

«Совместно с Минэкономразвития России и ЦСР планируется запустить пилотный проект по присвоению публичных оценок в сфере деятельности автозаправочных станций, — подтвердил руководитель Росстандарта Антон Шалаев. — Его цель — обеспечить доступ граждан к информации о качестве реализуемого на АЗС топлива. Ранее перспективность проекта оценили представители топливных компаний».

Для широкого публичного обсуждения проект планируется представить в начале 2026 года, а его пилотный запуск намечен на середину 2026 года.

В рамках секции «Профилактика рисков: от визита до оценки» начальник Управления государственного контроля и надзора Росстандарта Владимир Тимофеев представил доклад о внедрении цифровой системы публичных оценок в сфере контроля качества автомобильного топлива, и о мероприятиях по борьбе с фальсификатом и недоливом. «Росстандарт последовательно развивает современные инструменты контроля и профилактики. Реализация пилотного проекта публичных оценок позволит гражданам самостоятельно принимать решение о заправке своего автомобиля, исходя из присвоенного Росстандартом рейтинга конкретной автозаправочной станции. Это повысит прозрачность топливного рынка, укрепит добросовестную конкуренцию и доверие между бизнесом, государством и потребителем».

Запуск пилотного проекта системы публичных оценок АЗС обсудили в рамках Всероссийского форума контрольных органов - Подробнее...
 

В России разработали стандарт по оценке рисков внедрения ИИ в развитие городов

ii2Государственный стандарт для оценки рисков внедрения систем искусственного интеллекта (ИИ) в развитие городов разработали в Новосибирском государственном университете (НГУ). Документ станет первым в международной практике, где будет учтена гуманитарная составляющая ИИ-проектов, сообщили в вузе.

"Сейчас разработчики уделяют внимание эффективности создаваемых решений, программ и моделей. При этом в разработках антропология проекта фактически никак не учитывается. Особенно когда речь идет о том, что будет происходить с человеком, его способностями, здоровьем, нравственными устоями, ориентирами, смыслами, если этот проект будет массово внедряться в структуры нашей повседневной жизни, такие как образование, наука, управление, здравоохранение. Поэтому появилась необходимость так называемой гуманитарной экспертизы, которая предполагает оценку гуманитарных рисков и возможностей, которые мы получаем при массовом внедрении этих разработок", - цитирует пресс-служба одного из авторов стандарта Сергея Смирнова, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Центра ИИ НГУ.

Сейчас на федеральном уровне разрабатывается проект закона в сфере ИИ. По мнению Смирнова, созданный документ может стать его частью. Проект госстандарта получил название "Гуманитарная экспертиза внедрения систем ИИ в практики развития умных городов". Ученые разработали опросник, используемый в качестве инструмента для оценки гуманитарного потенциала (возможностей) и гуманитарных рисков внедрения системы ИИ. Опросник включает несколько вопросов, охватывающих разные аспекты, касающиеся влияния разрабатываемого проекта в сфере ИИ на городскую среду: помогает ли проект решить какую-то социальную, гуманитарную проблему; изменяются ли и в какую сторону комфортность среды обитания, безопасность, здоровье граждан при внедрении системы; увеличивается доверие к системе или, наоборот, возникает недоверие.

Опросник предполагает учет разных позиций - жители, целевая профессиональная группа (пользователи сервиса), представители городской власти, инвесторы, эксперты и сами разработчики. Каждый пункт оценивается по десятибалльной шкале. Все ответы суммируются, выводится агрегированный показатель отдельно по гуманитарным рискам и гуманитарному потенциалу. При разработке ученые ориентировались на многолетнюю теоретическую традицию, опыт внедрения этической экспертизы в биотехнологиях, медицине, здравоохранении, генетике, где этот вопрос особенно стал актуален, когда встала проблема клонирования человека и редактирования генома.

 

При участии Росаккредитации состоялось заседание профильной российско-турецкой рабочей подгруппы

rosakkreditaciya2В рамках Российской энергетической недели 15 октября состоялось заседание рабочей подгруппы по техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации и метрологии при рабочей группе по промышленности Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 
 Заседание прошло под сопредседательством руководителя Росстандарта Антона Шалаева и генерального директора Управления по безопасности и инспекции продукции Министерства торговли Турецкой Республики Хаккы Караберклю.

С российской стороны в заседании приняли участие представители Минпромторга России, Росаккредитации, Росстандарта, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Российского института стандартизации, ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, ВНИИИМТ Росздравнадзора, Торгового представительства России в Турции и ряда организаций.

Среди основных тем встречи – стандартизация и сертификация, взаимное признание результатов испытаний и сертификации, обязательная цифровая маркировка товаров, включая использование государственной системы «Честный знак» для товаров, экспортируемых в Российскую Федерацию, взаимодействие в сфере лесной сертификации, а также обеспечение работ при строительстве атомной электростанции «Аккую» Госкорпорацией «Росатом» в Турецкой Республике и сотрудничество двух стран в реализации научно-технических проектов.

Начальник отдела международного взаимодействия и системы менеджмента Управления правового обеспечения и международного взаимодействия Росаккредитации Андрей Подвязников выступил с докладом о взаимодействии с национальным органом по аккредитации Турецкой Республики – Агентством по аккредитации Турецкой Республики (Turkish Accreditation Agency, TÜRKAK) в рамках подписанного в 2021 г. Меморандума о взаимопонимании. В частности, он сообщил о практике признания турецкой стороной протоколов российских испытательных и калибровочных лабораторий с использованием знака ILAC на продукцию для атомной промышленности и пищевую продукцию (крупы, кукурузу, молочную продукцию).

Представители российской и турецкой стороны также обсудили сотрудничество по направлению Халяль с учетом подписанного в 2022 г. Протокола о сотрудничестве в области инфраструктуры качества Халяль между Росаккредитацией и Агентством по аккредитации Халяль Турецкой Республики (Halal Accreditation Agency, НАК). При содействии Росстандарта были получены и переведены стандарты Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC), на основании которых проводится аккредитация органов по оценке соответствия.

При участии Росаккредитации состоялось заседание профильной российско-турецкой рабочей подгруппы - Подробнее...
 
Страница 1 из 93

Выбрать язык

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Работаем с регионами!

regioni

от Калининграда до Сахалина

Праздники России

Главная Новости