ИСО КОНСАЛТИНГ ISO 9000, ИСО 9001, ИСО 14000
 
АККРЕДИТОВАННЫЙ ОРГАН

Алексей Абрамов о создании национальной инфраструктуры качества

abramovВ ближайшее время мы ожидаем выхода постановления правительства, которое установит правила выполнения работ в области оценки соответствия. Оно закроет самые болезненные вопросы, о которых давно говорят госрегуляторы и бизнес. Это один из шагов на пути к формированию национальной инфраструктуры качества.
Если совсем коротко, то государству предстоит создать зону доверия, где действуют механизмы саморегуляции и где и добросовестному производителю комфортно, и потребителю хорошо - он может быть спокоен за безопасность и качество своих покупок.  
Рынок диктует правила 
В СССР был Госстандарт, на тему инфраструктуры качества, кажется, никто не размышлял. Но и экономика страны строилась совсем на других принципах. Весь свой путь от фабричного конвейера до полки магазина товар оставался в одних руках - руках государства. И оно само и комплексно решало вопросы обеспечения качества выпускаемой и реализуемой населению продукции.
Рыночная экономика предполагает принципиально другую роль государства как регулятора и контролера соблюдения «правил игры», а также защитника прав и интересов потребителя. Важно понимать, что инфраструктура качества - это не одно или несколько ведомств, которые за все отвечают. Это институциональные условия, в которых государство выступает модератором - вырабатывает общие правила и гарантирует, что они будут соблюдаться. 
В связи с этим важнейшее значение приобретает предоставление доступа к наилучшим технологическим практикам и передовым инструментам развития конкурентоспособности. Кстати, Россия вовсе не пытается идти особым путем. Национальная инфраструктура качества есть в большинстве экономически развитых стран, поддерживающих тем самым своих производителей не только на внутреннем рынке, но и успешно продвигающих товары на экспорт.
Слагаемые качества 
Национальная инфраструктура качества состоит из четырех базовых элементов. В основе всего - стандартизация, то есть деятельность, направленная на выработку, принятие, внедрение и постоянную актуализацию стандартов, дающих рынку нужное качество. В России государству в этом всегда отводилась главенствующая роль и как инициатору новых разработок, и как держателю внушительного по объемам информационного фонда. Он включает, в том числе, наследие еще советской стандартизации, отнюдь не утратившей своей актуальности, а скорее наоборот - вновь востребованной у производителей, которые видят запрос потребителя на старые добрые ГОСТы. Сегодня Росстандарт работает над тем, чтобы сделать эту базу данных широко доступной - буквально по клику компьютерной мыши. Для этого содержимое фонда мы активно переводим в цифровой формат. 
С другой стороны, жизнь требует постоянного и все более оперативного обновления старых и создания новых стандартов. К слову, вряд ли государственная система стандартизации справилась бы сегодня с такой задачей. Гораздо эффективнее предоставлять карт-бланш самим игрокам рынка, оставляя государству роль модератора тех дискуссий, которые должны предшествовать принятию новых стандартов. 
Готов ли к этому рынок? Убежден, что да: мы видим, как активно бизнес работает над корпоративными и отраслевыми стандартами, которые являются основой для эффективного развития общенациональной и даже международной стандартизации. 
Второй важный компонент инфраструктуры - метрология. Качество любой продукции имеет конкретные, измеряемые параметры. Так что нам не обойтись без технологий и инструментов, обеспечивающих единство и точность измерений. Их развитием в системе Росстандарта занимается целая сеть научных институтов и региональных центров. В их распоряжении одна из лучших в мире эталонная база и высокоточная контрольно-измерительная аппаратура. 
Третья составляющая инфраструктуры - это контроль качества продукции. Это система лабораторий, испытательных центров и органов по сертификации, тестирующих продукцию и делающих выводы о ее соответствии или несоответствии установленным требованиям. 
И, наконец, четвертый элемент предполагает аккредитацию, то есть признание компетентности организаций, которым можно доверить измерять значимые характеристики продукции, проводить ее тестирование, давать ей оценку и т.д. 
Спрос на подделки не падает 
Каждый элемент инфраструктуры качества взаимосвязан с другими. Убрав любой из них, мы теряем целостность и работоспособность всей системы. Можно иметь самую мощную эталонную базу, опережать весь мир по измерительным возможностям, использовать самые актуальные, суперсовременные стандарты. Но если у нас не все хорошо с тестированием продукции, инфраструктура, увы, хромает. Именно этим пользуются те, кто безнаказанно предлагают покупателям фальсификат и контрафакт. 
С одной стороны, в России явно недостаточно лабораторий, где проводится тестирование и сертификация продукции, а с другой - те лаборатории, которые есть, остаются незагруженными. Отсутствие спроса на услуги лабораторий тормозит их развитие. 
Если мы и дальше не сможем тестировать то, что к нам везут, так и останемся незащищенными от контрафакта. 
Но есть еще одна проблема: бреши в нормативной базе позволили расплодиться множеству недобросовестных, часто просто виртуальных организаций, чья деятельность сведена к банальной торговле фальшивыми сертификатами. Как раз на эти подделки, к сожалению, сохраняется огромный спрос, и государство в лице минпромторга и минэкономразвития, Росстандарта и Росаккредитации сейчас активно борется с этим злом. 
Мы возлагаем большие надежды на новые правила оценки соответствия, предусматривающие упрощенную процедуру аннулирования недостоверных протоколов тестирования. Кроме того, потребуются и серьезные санкции для заказчиков - тех, кто решил воспользоваться услугами квазиэкспертов, кто покупает поддельные протоколы испытаний, обманывая покупателей липовыми сертификатами. 
Рынок ждет защиты 
Выгода бизнеса очевидна. Во-первых, производитель получает доступ к механизмам «поднятия планки». Ведь на кону качество собственной продукции и ее конкурентоспособность. Тем, кто работает на рынке «всерьез и вдолгую», придется соответствовать требованиям, иначе есть риск остаться без потребителя. 
Во-вторых, это мощный стимул для выхода на новые, уже зарубежные рынки. Когда отечественным производителям станут доступны в России те испытательные возможности, которые требуются для выхода на экспорт, а их результаты начнут признаваться за рубежом, экспортеры смогут сократить свои издержки и получить «зеленый коридор» в любую страну.
И наоборот, если мы у себя в России и дальше не сможем должным образом тестировать то, что к нам везут, наш рынок так и останется незащищенным от поставок дешевого, но часто просто опасного контрафакта, производимого «специально для России». Расширение испытательных возможностей внутри страны создаст прочные барьеры на пути таких некачественных и небезопасных товаров. Поэтому развитие инфраструктуры качества мы считаем основной миссией Росстандарта и видим в ней огромный потенциал для роста российской экономики.
 

trade2.gif

11 Апреля 2021 18:13:10

Передача "Эксперт ТВ"

ИСО КОНСАЛТИНГ Телепередача на канале Эксперт

Оформить заявку

Этапы разработки СМК

Системы
Менеджмента
Качества

s1m
Организация разработки

Второй этап СМК
Проведение тренингов
для персонала

Третий этап СМК
Документирование
и разработка

Четверый этап СМК
Внедрение

Наши клиенты

  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты

Реестр проверенных организаций

Выбрать язык

Russian English French German Italian Portuguese Spanish
Poddelki

Работаем с регионами!

regioni

от Калининграда до Сахалина

Наши эксперты

  • Наши эксперты
  • Наши эксперты
  • Наши эксперты

Рейтинг Систем

Какую систему сертификации вы выбрали?
 

Отзывы Заказчиков

  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
Праздники России

Главная Новости Алексей Абрамов о создании национальной инфраструктуры качества