Международные организации по стандартизации представили на COP30 документ о политике в области климата
Ведущие организации IEC, ISO и ULSE, инициаторы создания Павильона стандартов на КС30 РКИК ООН, опубликовали совместный документ по политике в области изменения климата "Как использовать международные стандарты для действий в области изменения климата", в рамках своих усилий по повышению понимания стандартов в мире и продвижению их использования директивными органами в качестве важнейших инструментов для успешных действий в области изменения климата.
«Международные стандарты играют важнейшую роль в ускорении принятия мер по борьбе с изменением климата. Они уже приняты и используются многими заинтересованными сторонами в странах по всему миру, — говорит Филипп Мецгер, генеральный секретарь и генеральный директор Международной электротехнической комиссии. — При поддержке и участии правительств и регулирующих органов эти стандарты могут внести еще больший вклад в достижение целей Конференции сторон за счет расширения использования возобновляемых источников энергии, сокращения выбросов углекислого газа и поддержки экономики замкнутого цикла».
В аналитической записке рассматривается потенциал стандартов для обеспечения сопоставимости, достоверности и подотчётности в сфере борьбы с изменением климата. В ней рассматриваются:
- что такое международные стандарты, как они принимаются и как их используют политики; - конкретные примеры использования и преимущества международных стандартов для борьбы с изменением климата; - важность качественной инфраструктуры для эффективного использования стандартов и ценность международных стандартов для борьбы с изменением климата; - преимущества сотрудничества с международными организациями по стандартизации и их членам; - ключевые дальнейшие шаги для политиков и конкретные примеры соответствующих международных стандартов.
Международные стандарты играют ключевую роль в обеспечении надёжных и скоординированных действий по борьбе с изменением климата, выступая в качестве практических инструментов, которые устраняют разрыв между климатическими целями и действиями на местах. Они устанавливают общие ориентиры и лучшие практики, позволяя правительствам воплощать в жизнь свои климатические амбиции. Они также устраняют барьеры в торговле, помогая снизить стоимость товаров и услуг и обеспечивая безопасное использование новых зелёных технологий, что повышает доверие потребителей к различным инструментам борьбы с изменением климата.
В 2026 году платформы начнут проверять своих партнеров и товары с использованием госинформсистем
Платформы уже давно не просто онлайн-витрины товаров: они меняют потребительское поведение, трансформируют логистику, связывают напрямую продавцов и покупателей, снижают барьеры входа для бизнеса и трансакционные издержки в экономике. С другой стороны, платформы по факту стали регуляторами доступа на рынок, решая, кто может предлагать свои товары и услуги и по каким правилам. Поэтому закон о платформенной экономике стал ответом на ряд сформировавшихся вызовов. Один из таких вызовов — защита интересов покупателей на платформах. Для доверенной проверки продавцов и товаров платформы работают над настройкой взаимодействия с государственными информационными системами. Об этом министр экономического развития России Максим Решетников заявил в ходе пленарной сессии Дня платформенной экономики, состоявшейся в Национальном центре «Россия».
По его словам, платформизация — это позитивное явление в экономике, новая эффективная модель организации рынков. Одновременно платформы стали настолько значимыми для экономики, что уже не могли продолжать работать вне специальных правил. Вместе с тем эти правила должны были стать такими, чтобы сохранялось пространство для развития платформенной экономики. И закон о платформах стал таким ответом. В данный момент идет интеграция платформ с госсистемами и реестрами для верификации продавца и данных о товаре. Цель — не допускать на платформы мошенников и продукцию без сертификатов, деклараций о соответствии, госрегистрации и маркировки.
«Определили, что платформам нужно обеспечить сверку данных не менее чем с 10 госсистемами и реестрами. Это большая технологическая задача, которую нужно решать и платформам, и государственным цифровым сервисам», — подчеркнул Максим Решетников, добавив, что решение технических вопросов обусловило значительные сроки вступления закона в силу — с 1 октября 2026 года.
Заместитель Председателя Правительства — Руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко в свою очередь отметил, что права и защита покупателей на платформах должны быть такими же надежными, как в обычных магазинах.
«Не важно, где ты покупаешь и каким способом. Также требует регулирования то, что касается гарантий по качеству товаров, которые продаются через маркетплейсы. Все должно быть легально: с сертификатами и соответствующими документами. Если возникают какие-то вопросы между продавцом и покупателем, какова роль маркетплейса? За что он отвечает? За кого? Конечно же, мы максимально учли существующие реалии, в законе отразили правила рассмотрения жалоб, обращений и претензий. Это должна быть определенная регуляторика, которая так или иначе работает», — подчеркнул Дмитрий Григоренко. «Следующим шагом должно стать ограничение недобросовестных практик покупателей. И если в традиционном магазине происходит взаимодействие непосредственно между продавцом и покупателем, где понятные механизмы разрешения конфликтов, то для платформенных моделей сформировался правовой пробел», — подтвердил Максим Решетников,
Одновременно, отметил он, через Центры «Мой бизнес» проводится большая работа с предпринимателями, работающими в регионах, самими платформами, а также ассоциациями и экспертным сообществом. В перспективе планируется создать специальный цифровой ресурс для представления актуальных данных по наиболее часто возникающим вопросам.
В 2026 году платформы начнут проверять своих партнеров и товары с использованием госинформсистем - Подробнее...
Росаккредитация получила новые полномочия по контролю за безопасностью товаров из стран ЕАЭС
Росаккредитация и органы госконтроля за обращением продукции на рынке получили право приостанавливать действие сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, оформленных с нарушениями в других странах ЕАЭС. Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 г. № 936. Главная цель – повышение безопасности и качества продукции на российском рынке.
Ключевое нововведение – наделение органов государственного контроля (надзора) полномочиями приостанавливать на территории России действие сертификатов и деклараций, выданных с нарушениями. Такое решение может быть принято, если товар не соответствует обязательным требованиям безопасности технических регламентов ЕАЭС или не представлены документы, на основании которых оформлены сертификат или декларация.
Согласно принятым изменениям, Росаккредитация получает право признавать недействительными сертификаты и декларации, если получит информацию от национального органа по аккредитации государства – члена Союза о том, что протокол испытаний (измерений) испытательной лаборатории (центра), на основе которого были зарегистрированы сертификат или декларация, фактически не выдавался.
Кроме того, при выявлении ввозимых товаров, сопроводительные документы которых не подтверждены реальными протоколами испытаний, Федеральная таможенная служба будет направлять эту информацию в Росаккредитацию, что станет основанием для приостановления действия этих документов на территории России.
Для обеспечения прозрачности все решения о приостановлении действия сертификатов и деклараций о соответствии будут вноситься в ФГИС Росаккредитации, а также направляться в Евразийскую экономическую комиссию и органы государственного контроля (надзора) государств – членов ЕАЭС.
Как пояснил руководитель Росаккредитации Дмитрий Вольвач, новые меры направлены на усиление контроля за безопасностью и качеством продукции, а также на поддержку добросовестных производителей и участников рынка сертификации, которые в полном объеме осуществляют необходимые испытания и измерения.
Росаккредитация получила новые полномочия по контролю за безопасностью товаров из стран ЕАЭС - Подробнее...
Утвержден перечень стандартов к техрегламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта
Росстандартом утвержден перечень документов по стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта».
Технический регламент, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации №903 от 17 июня 2025 года, направлен на совершенствование технического регулирования в сфере внутреннего водного транспорта, снижение регуляторной нагрузки на бизнес, исключение дублирования требований и повышение эффективности существующей системы нормирования. Он предусматривает возможность гибкого использования стандартов и правил организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, указанных в Кодексе внутреннего водного транспорта. Постановлением Правительства Росстандарту также было поручено сформировать перечень соответствующих стандартов, обеспечивающих выполнение требований техрегламента.
В утверждённый Перечень вошли 305 документов по стандартизации, охватывающих различные аспекты безопасности объектов внутреннего водного транспорта, включая конструктивную, механическую, пожарную, термическую, взрывобезопасность, а также безопасность средств связи, навигации, электрическую и электромагнитную совместимость, экологическую безопасность, средства обеспечения перегрузки нефти и нефтепродуктов, спасательные средства, судовые устройства и документацию, а также объекты инфраструктуры. Использование стандартов из Перечня позволит повысить уровень безопасности пассажиров, экипажей и грузов, обеспечить единообразие и согласованность процедур подтверждения соответствия, а также оптимизировать механизмы государственного надзора и контроля.
Утвержден перечень стандартов к техрегламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта - Подробнее...
На заседании Общественного совета при Роспотребнадзоре обсудили вопросы регулирования деятельности маркетплейсов
Cостоялось очередное заседание Общественного совета при Роспотребнадзоре. Одним из вопросов повестки стали проблемы соблюдения прав потребителей в сфере электронной торговли и регулирование деятельности маркетплейсов. В ходе заседания было отмечено, что в настоящее время фиксируется увеличение признаков нарушений законодательства в области защиты прав потребителей, которые допускаются на крупнейших маркетплейсах.
Члены Общественного совета единогласно поддержали предложения о дальнейшем вовлечении маркетплейсов в контроль за продавцами и товарами. Они также выступили за унификацию правового статуса маркетплейсов, площадок объявлений, социальных сетей и мессенджеров в тех случаях, когда эти ресурсы используются для осуществления предпринимательской деятельности. Совет выступил за ограничение на территории Российской Федерации деятельности посреднических платформ и других сервисов, владельцы которых не имеют официальных представительств и не обеспечивают выполнение требований законодательства. Члены Общественного совета также поддержали разработку мер по ограничению ассортимента товаров с возрастным цензом, допустимых к продаже на маркетплейсах, до введения эффективных механизмов контроля возраста покупателя на всех этапах оформления и получения заказа.
Кроме того, было предложено подготовить проект норм, которые бы определяли порядок возврата потребителю товара через инфраструктуру маркетплейсов, включая пункты выдачи заказов.
В завершение заседания члены Общественного совета обсудили ключевые особенности статьи 10.1 закона «О защите прав потребителей», которая вступит в силу с 1 марта 2026 года, в части выполнения на русском языке как государственном языке Российской Федерации информации, предназначенной для публичного ознакомления потребителей.
Россия и страны АТЭС обсудили драйверы будущего экономического роста
В приоритете для России и стран АТЭС — укрепление многосторонней торговой системы, повышение эффективности ВТО и актуализация торговых правил, лежащих в основе международной торговли.
Об этом заявил заместитель Министра экономического развития России Владимир Ильичев в ходе совместной встречи министров иностранных дел и министров торговли форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в корейском городе Кенчжу.
Участники встречи подвели итоги года по основным направлениям торгово-экономической повестки форума АТЭС. В центре обсуждений оказались вопросы наращивания взаимной торговли и повышения устойчивости цепочек поставок на фоне текущих геоэкономических вызовов. Также главы делегаций определили новые драйверы экономического роста региона — в их числе цифровизация и искусственный интеллект, демографические изменения и креативные индустрии.
Выступая на пленарном заседании, замминистра подчеркнул роль передовых технологических решений, которые могут придать дополнительный импульс развитию торговых связей в регионе.
«Применение ИИ в частном и государственном секторах уже сегодня позволяет повышать эффективность и безопасность торговли, — отметилВладимир Ильичев. — Персонализация рекомендаций, прогнозирование складских запасов и логистических издержек, подтверждение происхождения товаров и борьба с контрафактом — это лишь немногие области применения, в которых наблюдаем позитивный эффект от внедрения ИИ».
По его словам, технология ИИ сама становится товаром. Российские платформы уже успешно экспортируют в другие страны решения на базе ИИ в области поисковых систем, голосовых помощников, финтеха, телемедицины, дистанционного образования и видеоконференцсвязи.
«Форум АТЭС сохраняет значительный потенциал как один из ведущих инкубаторов новых идей, включая плюрилатеральные инициативы и форматы диалога по цифровой торговле и технологиям», — заключил Владимир Ильичев.
Стандартизация и метрология для технологического лидерства и промышленного сотрудничества
На пленарном заседании «Три кита» национальных интересов. Импортозамещение, технологический суверенитет и технологическое лидерство» участники — президент РСПП Александр Шохин, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов, руководители крупных промышленных компаний, вице-губернатор Санкт-Петербурга и другие — обсудили меры государственной поддержки, развитие импортозамещения и внедрение передовых технологий. Особое внимание было уделено формированию технологического лидерства в приоритетных отраслях и необходимости инвестиций в долгосрочные проекты.
В рамках дискуссии было подчеркнуто, что для достижения технологического суверенитета необходимы интегрированные меры: стандартизация, кадровый потенциал и инвестиции.
Стандартизация и метрология – ключевые инструменты повышения конкурентоспособности промышленности, развития международного сотрудничества и как следствие – достижения технологического лидерства. Этот тезис неоднократно звучал на мероприятиях Международного форума-выставки «Российский промышленник», проходившего на этой неделе в Санкт-Петербурге. «Стандарты являются одной из долгосрочных мер поддержки. Именно они формируют образ рынка, который комфортен для российских предприятий. Именно они позволяют быстро и надолго масштабировать лучшие практики, обеспечивая технологический суверенитет и лидерство», – заявил руководитель Росстандарта Антон Шалаев в ходе совместного заседания Комитета РСПП по техническому регулированию и Комиссии по развитию конкуренции. В работе заседаний приняли участие представители Минпромторга России, РСПП, Евразийской экономической комиссии, Росаккредитации, а также ведущие эксперты и представители бизнеса. Обсуждались вопросы государственного контроля, роли аккредитации, применения национального режима для защиты отечественных производителей и совершенствования нормативных механизмов для обеспечения технологической независимости.
В свою очередь в рамках заседания Комитета РСПП по международному сотрудничеству «Международная промышленная кооперация России и стран БРИКС» руководитель Росстандарта рассказал о роли стандартов в промышленном сотрудничестве с государствами-партнёрами.
«Национальные стандарты Российской Федерации не только являются инструментом тиражирования наилучших практик для обеспечения технологического лидерства, но и исполняют роль провайдера российских технологий на зарубежные рынки. Именно поэтому Росстандарт с 2021 года ведёт политику раскрытия требований своих стандартов для стран-партнеров. Знание требований и прямое применение российских стандартов зарубежными партнёрами способствует упрощению торгово-экономических отношений и снижению технических барьеров при реализации совместных инвестиционных проектов, а также реализацию единых технологических решений, в том числе на основе российских ГОСТов», — отметил глава ведомства.
Форум-выставка «Российский промышленник» – федеральная площадка, объединяющая руководителей предприятий, компаний и объединений ведущих отраслей промышленности для взаимодействия с государством, технологическими компаниями, финансовым сектором, научными организациями и институтами, малым и средним бизнесом, международными партнёрами. В этом году деловая программа форума включала более 60 тематических сессий, посвящённых развитию высокотехнологичных отраслей, укреплению национальной производственной базы, инновациям и инструментам государственной промышленной политики.
Стандартизация и метрология для технологического лидерства и промышленного сотрудничества - Подробнее...
Эксперты государств СНГ обсудили перспективные направления и популяризацию работ по стандартизации
Очередная встреча представителей национальных органов по стандартизации государств СНГ прошла в рамках заседаний Научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (НТКС МГС) и рабочей группы по организации деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации. Мероприятия прошли в формате видеоконференции. В заседаниях приняли участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ и Бюро по стандартам МГС. Российскую делегацию возглавил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев. В состав делегации от России также вошли представители Минпромторга России, центрального аппарата Росстандарта, ФГБУ «Российский институт стандартизации», ФБУ КВФ «Интерстандарт» и экспертного сообщества.
Среди главных тем мероприятий – рассмотрение предложений Российской Федерации о формировании новых межгосударственных технических комитетов «Сверхвысокочастотная и силовая электроника» и «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», нашедших широкую поддержку среди участников.
Помимо этого, участники обсудили меры по популяризации стандартизации в СНГ – в том числе, развитие сотрудничества с издательством РИА «Стандарты и качество». В настоящее время планируется запуск пилотного выпуска журнала «Стандарты и качество в СНГ», который будет способствовать развитию профессионального сообщества и обмену опытом между национальными органами по стандартизации государств-участников СНГ. Издание станет объединяющей площадкой для публикации аналитических материалов, обзоров, экспертных комментариев и информации о деятельности Межгосударственного совета.
Также были рассмотрены вопросы выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития МГС на период до 2030 года. Начальник отдела научно-технического сотрудничества и инноваций департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Тимур Мансуров напомнил, что в конце сентября 2025 года главы государств участников СНГ утвердили План мероприятий по реализации второго этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, который охватывает такие сферы сотрудничества, как взаимная торговля товарами и услугами, промышленность, топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь и информатизация, агропромышленный комплекс, валютно-финансовая политика, рынок труда. Планом предусматриваются разработка и реализация совместных мер и конкретных проектов по поддержанию и расширению взаимовыгодных производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически связанными производствами, поддержка инвестиционной и научной кооперации, обеспечение цифровизации национальной экономики, активизация сотрудничества в сфере инноваций, а также рост взаимной торговли товарами и услугами, для чего необходимо активная работа над межгосударственными стандартами.
Эксперты государств СНГ обсудили перспективные направления и популяризацию работ по стандартизации - Подробнее...
Минэкономразвития РФ: Россия представила странам АТЭС успешные управленческие практики
Страны из Азиатско-Тихоокеанского региона с особым интересом наблюдают за российскими регуляторными практиками, за системным подходом России в оказании мер финансовой и нефинансовой поддержки бизнесу.
Об этом заявил заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев по итогам встречи министров структурных реформ АТЭС, которая прошла в корейском городе Инчхоне.
Делегации из стран АТЭС подвели итоги реализации «Повестки структурных реформ» за пятилетний период и сформулировали стратегический план действий на 2026-2030 годы.
В качестве ближайших приоритетов сотрудничества участники объединения определили честную рыночную конкуренцию, создание благоприятных условий для предпринимательства, поощрение инноваций и цифровой трансформации и расширение участия всех групп населения в экономике.
«Повестка структурных реформ в АТЭС — это содержательная рамка для отчетности стран по приоритетным направлениям экономического развития, — отметил Владимир Ильичев. — Изначально члены АТЭС заявили индивидуальные планы действий, включавшие в сумме 141 инициативу. В этом году была задача отчитаться о достигнутом количественном и качественном прогрессе, чтобы определить дальнейшие ориентиры сотрудничества».
В российский отчёт вошли такие сферы экономики, как развитие инструментов оценки регуляторного воздействия и сокращение административной нагрузки, поддержка МСП и индивидуальной предпринимательской активности, развитие конкуренции, цифровая трансформация и переход к низкоуглеродной экономике. По словам российского замминистра, участники министерской встречи в Корее выразили высокий интерес к российскому опыту поддержки малых технологических компаний.
По данным Минэкономразвития России, в 2024 году суммарный доход 5,5 тысяч стартапов составил более 1 трлн рублей — что на 32,3% превышает показатель предыдущего года. Рост занятости в этот же период составил 7%.
«Такая динамика стала возможной благодаря отлаженной модели поддержки стартапов на всех циклах их роста — от поиска бизнес-идеи до выхода на новые рынки сбыта, — подчеркнул Владимир Ильичев. — Российский подход к формированию „реестровой модели“ поддержки стартапов страны АТЭС назвали эффективной управленческой практикой, которую в перспективе возможно тиражировать на другие страны региона».
Минэкономразвития РФ: Россия представила странам АТЭС успешные управленческие практики - Подробнее...
Принципы устойчивого цифрового развития в ИТ-секторе – по ГОСТу
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждён национальный стандарт ГОСТ Р 72343-2025 «Устойчивое цифровое развитие. Общие положения, методика оценки воздействия продуктов информационно-коммуникационных технологий на устойчивое цифровое развитие». Его принятие стало важным шагом на пути формирования ответственной цифровой экономики и интеграции принципов устойчивого развития в ИТ-отрасль.
Стандарт устанавливает подходы и методику, позволяющие оценивать, как ИТ-продукты влияют на экологические, социальные и управленческие аспекты устойчивого развития. Он помогает организациям учитывать не только технологическую эффективность, но и устойчивость цифровых решений, обеспечивая баланс между инновациями, ответственным потреблением ресурсов и общественным благополучием.
Национальный стандарт по устойчивому цифровому развитию охватывает широкий спектр областей применения, что обусловило высокую степень его апробации на различных ИТ-продуктах. Документ поддерживает развитие нового направления в области цифровизации, оказывающего долгосрочное влияние на ИТ-сектор и экономику Российской Федерации. К не имеющему международных аналогов документу по стандартизации уже проявлен интерес со стороны национальных органов по стандартизации государств – участников БРИКС.
«Принятие национального стандарта по устойчивому цифровому развитию стало ответом на растущую потребность в системном подходе к оценке воздействия цифровых технологий на окружающую среду, общество и экономико-управленческую сферу. Новый стандарт стал первым в России и мире нормативным документом, который формирует общие принципы и критерии устойчивого цифрового развития. Он создаёт основу для того, чтобы технологии служили не только эффективности, но и долгосрочному благополучию общества», — прокомментировал генеральный директор Национального Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов.
Принципы устойчивого цифрового развития в ИТ-секторе – по ГОСТу - Подробнее...
|